23:53 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Тут вот тема в ФБ: ребенок в год и девять мало говорит, и все пишут, что ничего страшного, еще заговорит, развивать речь бесполезно, само разовьется и "неговорящих нет". Неговорящие есть :) Речь не задана генетически, и сама по себе не включается. Поэтому нужно постоянно всем своим поведением показывать, что речь - это клевый инструмент коммуникации, очень удобный, можно прям не орать и не топать ногами, а сказать, и все тебя сразу поймут. Некоторых детей (наших, например) нужно постоянно дергать, иначе у них так и не появится понимания, зачем лишний раз открывать рот, если можно его не открывать. И вариант фонового радио (который обычно хорошо работает с нормотипичными детьми) не сработает, потому что у наших детей сложности с фонематическим слухом, и речь просто не вычленяется из всех остальных звуков. Так что нужно постоянно, ПОСТОЯННО создавать коммуникативные ситуации, и приучить себя общаться по крайней мере с ребенком в телеграфном стиле, и как можно эмоциональнее. Вот сейчас один ребенок так хорошо разговорился, боюсь, что все угаснет, думаю, как бы понятнее донести до родителей, что не время расслабляться.

Но в год и девять, конечно, переживать рано :)

@темы: яжпсихолог, АВА

URL
Комментарии
2017-07-27 в 00:16 

Ириска
Терпеть не могу героев! Вечно у них в ножнах чешется. (Г.Л. Олди)
ой, как меня бесит вот это "да подождите, заговорит, да вот у нас молчал до 5 лет, а потом сразу фразами!"
я бы переживала, если при отсутствии речи в 1.9 не было указательного жеста, повтора за взрослыми и безречевых коммуникаций.

Вот сейчас один ребенок так хорошо разговорился, боюсь, что все угаснет, думаю, как бы понятнее донести до родителей, что не время расслабляться.
как-то надо доносить... здорово, что разговорился!

2017-07-27 в 02:12 

_Marusya_
Будем жить! (с)
_MorgenStern_, спасибо, полезный пост. Правда, пока дочитала до последней строчки, чуть не поседела: нам 1.8 :smiletxt:
Ириска, какое хорошее пояснение.

2017-07-27 в 06:10 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
Я заговорила до года, мой брат примерно в год. Я бы переживала, если бы мой ребёнок не говорил. Не в смысле стояла на ушах, но вопросом обеспокоилась.

Вообще понятно, что нужно создавать ситуации для речевой коммуникации. Но как?! Есть ли какие-то простые книги/учебники, где приводятся примеры, как это делать?

2017-07-27 в 07:54 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Ириска, вот безречевые коммуникации меня больше всего обычно интересуют :) Научить ребенка словам в принципе можно, даже если по какой-то причине не запускается вокальная речь, всегда есть карточки и жесты. А вот если ребенок не показывает желания коммуницировать - это, по-моему, тяжелее всего.

_Marusya_, не седей раньше времени :)

Tomoe no Ruu, есть, конечно, много их разных. Мне очень нравится Теодора Августова "Говори, ты это можешь", про детей с синдромом Дауна, но там в принципе все можно применять к каким угодно детям. На нормотипичных детей редко заморачиваются, у них сильная мотивация к общению, начиная с первых социальных улыбок и дифференцированного плача. И вот первое, на что нужно обратить внимание - это ВСЕГДА подкреплять дифференцированный плач и социальные улыбки. Нельзя оставлять ребенка в кровати проораться, он, возможно, и будет вести себя тише, но это помешает становлению общения. Ну и дальше постоянно следить за коммуникативными инициативами и поощрять их, односложно комментировать то, что происходит вокруг, обязательно обращая на это внимание ребенка. Также нужно следить за общим физическим развитием, ребенок должен много ходить, везде лазать. Манипулятивная деятельность очень помогает становлению реи, хорошо, если ребенок сам ест ложкой, пытается что-то на себя надеть. И конечно, песенки, стишки, всякие сороки-вороны, книжки (на раннем этапе достаточно комментирования картинок) - это просто наше все. С нормотипичными детьми действительно все происходит настолько легко, как будто это делается само собой, но нет, конечно, не само собой. Педзапущенность на свете бывает, это не миф.

URL
2017-07-27 в 09:10 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
_MorgenStern_, а если реагировать на всякий плач ребёнка, то он не научится этим манипулировать? И как этого избежать?
Коммуникация - хорошо. Но отвечать на все запросы обычного ребёнка - явно действует растлевающе.

2017-07-27 в 09:59 

Leska|Nastya
Я знаю точно куда течет pека, Я знаю точно зачем pастут цветы, Куда пpячет утpо тpи тысячи звезд, Hе считая голубой луны. Откуда ветеp пpиносит облака, И как до Солнца добpаться налегке, Hо если ты спpосишь меня о любви, Я не знаю что сказать тебе
У нас в поликлинике был кабинет здорового ребенка, где врач рассказывала всякое полезное (про массаж, игрушки и т.п.).
Так вот она рассказывала, как заставить ребенка говорить: надо задавать вопросы, которые стимулируют речь. Т.е. сначала конечно задаешь вопросы "Где то? Где это?", чтобы убедиться, что ребенок вроде понимает что-то, потом задаешь вопросы: "Кто это?" Или "Что ты хочешь? Какую игрушку/еду?"
И еще говорили, что нельзя реагировать на плач и крики, т.е. если ребенок рыдает и показывает пальцем, то надо спокойно сказать: "я тебя не понимаю, попробуй сказать чего ты хочешь", даже если понимаешь и бесит уже)

Согласна с тем, что дети иногда не понимают вообще зачем нужна речь - всего же можно добиться плачем) Или есть прикол, выучил ребенок одно слово "МАМА" и кричит "МАМАМАМАМАММА", а мама в ответ: "чего ты хочешь? Это? То? ТОЛЬКО НЕ КРИЧИ!"

Мой папа говорит, что он до 4 не разговаривал, а потом заговорил сразу предложениями) Но я уже не знаю чему верить, а чему нет) Может ему так казалось или так его родители рассказывали))

2017-07-27 в 10:29 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
Какой полезный пост. Мой сын кричит "аааааа" на разные лады, говорить не желает (1,8г). Если я спрашиваю "Как надо звать?" - тут же говорит "мама". Но сам-нет. Мрожет бормотать слово "брутикам" но это не диалог. И что-то я начала уже отчаиваться, дуть пузыри не хочет, отвечать на вопрос не хочет.

2017-07-27 в 10:47 

Niagara*
"великое чудо природы, чьи покорные слуги радуги"
А мне кажется, что это не правильно, не обращать на это внимания. У мужниной тетки тоже так было с сыновьями - онаговорит, что все поздно начали говорить, молчали,А потом вдруг их прорвало. И с внучками у нее так же было: девочка молчала,А потом, по ее словам заговорила предложениями. Сейчас такое же с внуком. Тое сть я могу делать вывод, что это генетическое. Но меня в данной истории напрягает один момент: один из ее трех сыновей, из тех, что поздно заговорили - он ЗПР. И у внука проблемы серьезные с речью и с развитием пошли - и тоже она махала рукой и говорила - фигня, заговорит. Я не хочу сказать, чтовсе дети, которые не начинают говорить по общепринятым возрастным нормам, являются ЗПР, но сдается мне, чтоэто не просто так, и что-тотам, какие процессы в мозгу все же притормаживают.
А еще, я думаю, что родители должны разговаривать со своими детьми постоянно - прям с рождения. Я так делала со своей дочкой и она трындеть начала рано и сейчас ей рот не закрыть. Она разговаривать училась с удовльствием - ей прям нравилосьновые слова произносить. Она произнесет и сама к себе присулшивается.
А вот племяш у меня двоюродный говорить начал поздно. И его надо сильно стимулировать, чтоб он заговорил. И оно нормальный развитый мальчик без задержек в психическом развитии. Но мама у негомолчаливая. ну просто очень тихая женщина. И сдается мне, что она вот сидела с ним дома и молчала, особо не трындела. И уж тем более его специально не стимулировала. Ну вот он и молчит:)

Хотя, наверное, мои рассуждения очень дилетнатские.

2017-07-27 в 10:57 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
Niagara*,но сдается мне, чтоэто не просто так, и что-тотам, какие процессы в мозгу все же притормаживают.

Это то как раз из-за чего я и нервничаю и загоняюсь когда мне говорят "да не переживай, заговорит попозже"

2017-07-27 в 11:05 

Niagara*
"великое чудо природы, чьи покорные слуги радуги"
Река жизни, так надо не загоняться, а действовать! Мне кажется, тебе надо почитаь литературу, порыть инфу, какие методики использовать, чтоб сынишка заговорил с охотой. Имне кажется, что все у вас получится. А махать рукой уж точно не стоит.

2017-07-27 в 17:32 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Tomoe no Ruu, не знаю, что ты имеешь в виду под словом "манипулировать". До года ребенок решает все свои проблемы, используя взрослого, неважно, что его беспокоит: мокрый памперс, скучно, темно и страшно, хреновый обзор в коляске и так далее. После года уже начинается показательный плач, чисто проверить, как быстро отзываются взрослые. И вот если за первый год коммуникация сформировалась, такой плач очень легко определить, в нем есть наигранность и театральные паузы, а также он обычно происходит на виду у взрослого и в сторону взрослого периодически бросаются красноречивые взгляды. Однако и в первый год бывает такое, что удовлетворить прям все потребности физически невозможно. Тогда даем обратную связь: извини, но нет.

URL
2017-07-27 в 17:40 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Leska|Nastya, сначала учим названиям предметов, а потом уже задаем вопросы: "Где это?" и "Где то?" :) В норме ребенок и так это знает, но порядок такой: сначала "Собачка!!!" (супер-эмоционально), потом уже "Где собачка?" Реагировать на плач нужно, особенно если ребенок совсем маленький и это слово тупо не умеет говорить. Вообще при работе с негативным поведением сначала добиваемся той реакции, которая есть в репертуаре, а потом уже в спокойном состоянии учим новому поведению. Допустим, если ребенок орет, чтобы получить предмет, сначала даем предмет только когда он успокоился, потом формируем указательный жест (и когда он уже сформирован, требуем его при просьбе), параллельно в спокойной обстановке пытаемся выжать слово, или обучаем подавать карточку, или формируем специфический жест, и в итоге требуем то, чему обучили.

Мой папа говорит, что он до 4 не разговаривал, а потом заговорил сразу предложениями)
Маловероятно.

URL
2017-07-27 в 17:50 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Река жизни, а если ты просто рядом с ним говоришь всякие слоги во время игры, повторяет? Хотя бы с задержкой?

URL
2017-07-27 в 17:56 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Niagara*, да надо говорить, конечно, все правильно. Просто не все в состоянии переварить тонны информации, а некоторые дети даже не вычленяют речь из остальных звуков. Поэтому общее правило для построения фраз: много и короткие. Во фразе должно быть в среднем на одно слово больше, чем во фразе, которую ребенок говорит самостоятельно. Имеется в виду собственная речь, стишки, заученные наизусть, фразы из мультиков и реклам не считаются.

URL
2017-07-27 в 18:06 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
_MorgenStern_, а как не говорящему ребёнку (тому же ребёнку до года) поясняют "Извини, но нет"?

2017-07-27 в 18:11 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Tomoe no Ruu, так и поясняют. В первый раз, конечно, вряд ли дитя отреагирует, но потом поймет, что нет - значит, нет. Если это твердое нет, а не такое специальное да, для которого надо поорать дополнительные полчаса.

URL
2017-07-27 в 18:41 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
_MorgenStern_, очень интересно. Спасибо за ответы).

2017-07-27 в 20:11 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
Niagara*, я читаю, использую - но он не говорит (


_MorgenStern_, нет, не повторяет совсем. Может рот открыть и надуться кровью весь - но беззвучно... и артикуляции нет.

2017-07-27 в 20:55 

_Marusya_
Будем жить! (с)
Т.е. то, что моя дочь выдает ( = произносит правильно и применяет по назначению) ок.. 10-15 (?) слов на английском, чуть меньше на русском + всякие "топ-топ/иго-го" и тп. в возрасте 1.8 - не так страшно? А то я уже начинаю обрастать страхами под рассказы окружающих, что "мой в этом возрасте говорил чисто и предложениями!", а говорить в режиме радио у меня не очень получается..
_MorgenStern_, и вообще, спасибо за примеры. Так хотя бы что-то понятно как общаться.. а вот на "где собачка?" Она что должна сделать? Показать-то отлично пальцем покажет. А сказать-то что? "Там!" Или "вот собачка"?

2017-07-27 в 21:37 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Река жизни, я бы тогда просто во время игры рядом говорила те слоги, которые он точно говорит, чтобы начал повторять. Хотя опять же дистанционно трудно сказать что-то определенное.

_Marusya_, что ни скажет, все хорошо :) даже если просто покажет пальцем, тоже хорошо.

URL
2017-07-27 в 21:53 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
_MorgenStern_, все равно большое спасибо! Вас очень интересно и полезно читать !

2017-07-27 в 22:00 

Ириска
Терпеть не могу героев! Вечно у них в ножнах чешется. (Г.Л. Олди)
Река жизни,
я вызывала повторение звуков у неговорящего малыша, дудя в чашку. то есть, подносишь чашку ко рту, и говоришь туда "ууууууу!", смеешься, эмоционально это все. ребенку захочется повторить. потом меняешь тональность, длительность, сам звук, потом уже без чашки - повторит. главное, с радостью, смехом, эмоциями. потом слоги.
то есть, опять сперва создаем ситуацию успеха, задание должно быть ребенку посильно. он поймет, что получается, дальше будет проще.
у меня Тима, когда не говорил, но уже хотел (в 4 года), пытался, понимал, что у него не получается, испуганно зажимал ладонью рот и мотал головой. и репетировал звуки сам, в уголке, чтоб никто не видел. а заговорил на ярких эмоциях, разыгрывал диалог из мультика.

_MorgenStern_,
очень полезная запись, да :friend:
вот и я не верю в то, что в 4 года заговорят сразу предложениями. и чисто, ага. минуя все этапы становления артикуляции.

2017-07-27 в 22:10 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
Ириска, вот! У меня есть впечатление что Максим стесняется говорить. Сам на сам сидит бормочет, гудит - но только обратишь на него внимание, причем позитивное, радостное, похвалить что сказал "па!" - все, молчок. Даже до года- он один разок быстро и четко сказал " собачка", но как будто сам испугался и смутился и все, больше мы из него не вытащили ни разу повторения. Так же однократно прозвучало слово "чемодан"- тихонечко скороговоркой.
Я не понимаю что я делаю не так. Не так радуюсь, не так играю или не так говорю? У него и не получается говорить и он езе и стесняется. Просто кричать- запросто стал, а слогов никаких.
Я уже одна в машине еду и все равно говорю "Бе-бе-бе ходят козочки в траве":facepalm: . Ощущение полной беспомощности и утекающего сквозь пальцы времени.

2017-07-27 в 22:15 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Река жизни, если такая реакция, не нужно бурно хвалить, просто повторяй слоги, вот и все. Причем хорошо бы связать повторение слогов с какой-нибудь мотивационной игрой, желательно с одной и той же. Когда мы пересыпаем горох, например - мы всегда говорим "па", когда хлопаем в ладоши с пеной для бритья - всегда говорим "оп" и так далее, замени на то, что вы делаете.

URL
2017-07-27 в 22:42 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
_MorgenStern_, большое спасибо за подсказки, я попробую!

2017-07-28 в 07:42 

маленькая_чашечка_кофе
...бог с нами, потому что с нами ему интересно...
Нельзя оставлять ребенка в кровати проораться, он, возможно, и будет вести себя тише, но это помешает становлению общения.
вот! я всегда знала,что это неправильно, но объяснить не могла.

я не могу в режим радио. я вообще больше молчу. но с детками стараюсь говорить. а еще я пою деткам. и если говорить фоном не могу, то пою с удовольствием.

2017-07-28 в 07:49 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
маленькая_чашечка_кофе, это не так трудно, как кажется, просто представь, что тебе нужно передать как можно больше информации в единицу времени. Главное начать :) Петь хорошо, но все-таки коммуникативная функция должна быть. У нас есть поющие и не говорящие дети, поют они, потому что им нравится звук голоса, но как использовать речь для общения, пока не знают.

URL
2017-07-28 в 17:49 

_MorgenStern_
Кто здесь, кто-кто здесь?
Ириска, тут еще, по-моему, вопрос терминологии, люди разное подразумевают под словами "Не говорит", от отсутствия речевого выдоха до спонтанного называния предметов специфическими звуками.

URL
2017-07-28 в 18:11 

Маргаритас
Река жизни, Очень не хочу вас пугать, но когда-то у меня было ровно такое же ощущение, что дочка как будто стесняется говорить. я ей говорила что-то, она смущенно (как мне казалось) улыбалась и молчала.
В год она говорила несколько слов: мама, папа, дедя, ав-ав, показывала пальчиком, понимала! потом замолчала, и все пошло вниз(
Смотрите, как ребенок общается, как играет, имитирует ли вашу деятельность, есть ли указательный жест....

2017-08-01 в 08:57 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
Маргаритас, извините. Я так напугалась что несколько дней не могла даже ответить. Указательный жест у него есть, играет вроде нормально, но этт же субьективно. Имитационная деятельность есть.

2017-08-01 в 09:59 

Маргаритас
Река жизни, Нет, в массе не субъективно( Посмотрите на детей на детской площадке, и честно себе ответьте: да, мой точно такой же. Он также себя ведет, только не говорит.
Он понимает обращенную речь? Если вы ему скажете: дай мне чашку, допустим, он даст? Принеси из коридора сандалик? Принесет? Хотя бы попытается выполнить вашу просьбу? Он может не знать, что такое сандалик, но он должен услышать вашу просьбу и попробовать ее выполнить.
Здоровья вашему ребеночку)

2017-08-01 в 10:07 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
Маргаритас, о, просьбы он выполняет. Например не успел на горшок, заигрался и авария. Я говорю -беги в ванную за тряпкой и вытирай. Он бежит, открывает дверь ванной, берет тряпку и вытирает лужу. По просьбе относит мокрые трусики в стирку.
Просьбы дать что-то знакомое ему -да, выполняет. Ест сам лодкой если ему сказать "бери лодку и ешь".
Вот на днях стал шопотом говорить па-па. И стал иногда повторять за мной слоги ба-, па-,

2017-08-01 в 10:09 

Река жизни
Мое сердце бьется в другой груди.
Маргаритас, на площадке да, пожалуй такой же. Но они все там сидят и каждый ковыряется в своей ямке. Может попытаться поменяттся с кем нибудь машинкой если ему чужая нравится.

2017-08-01 в 10:22 

Маргаритас
Река жизни, Дай бог, что б все было нормально)))

     

В форме себя

главная