09:56

Кто здесь, кто-кто здесь?
Про детско-родительские отношения напишу. Важно не что мы делаем, а в рамках чего мы это делаем. Важно быть живым настоящим человеком, а не играть роль родителя. Если мы разговариваем с ребенком по Гиппенрейтер, при этом мечтаем, чтобы ребенок наконец заткнулся - это не сработает. Потому что активное слушание - это средство выражения эмпатии, и для того, чтобы оно работало, эмпатия должна уже быть. Нам нужно сначала признать чувства ребенка, а потом уже пользоваться инструментом, чтобы донести, что эти чувства признали. А если нет признания - вотпрямщас нет, в этот конкретный момент - честнее наорать, гораздо больше признания встретит, если сказать сразу после: "Не знаю, что на меня тогда нашло, знаешь, я в какой-то момент перестала понимать, что ты чувствуешь". В идеальной Вселенной, конечно, нужно уметь отслеживать свое состояние, и в случае чего отсиживаться в бункере. Но если бункера нет, и умения безэмоционально сказать "Мне плохо" так, чтобы от этого стало легче, нет, честнее наорать сразу. Потому что велики шансы, что иначе сорвет крышу, и придется разгребать гораздо более серьезные последствия.

Что, разумеется, не значит, что не надо качать мышцу активного слушания в спокойном состоянии, когда с эмпатией все хорошо.

@темы: мысливслух, яжпсихолог

Комментарии
24.10.2017 в 10:02

флеркен
Воистину!
24.10.2017 в 10:20

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
Прям мир розовых пони.
А если импатии нет вообще?
Крушу срывать или на место ставить надо учиться вдалеке о ребенка. А рядом с ребенком стараться вести себя как надо. Что уж тут, раз ьы родитель
24.10.2017 в 10:35

Кто здесь, кто-кто здесь?
Rozzy, если эмпатии нет вообще - речь идет не о человеке. Ну или о человеке с патологиями, вроде психопатии, например. Но психопат не станет думать, как его поведение влияет на кого бы то ни было, он делает, и все.
24.10.2017 в 10:45

Мне тоже кажется, что лучше наорать, а потом признать, что был неправ, чем сцеплять зубы и цедить то, что должен.
Все конечно должно быть в меру, ребенок должен чувствовать искренность, а не "леди так себя не ведут". Нафиг оно в детстве это ледевское поведение.
24.10.2017 в 11:35

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
_MorgenStern_, не надо так. Психопаты тоже думать умеют.
24.10.2017 в 12:04

Североамериканский кролик зануда
Rozzy, не надо так про что? Известны случаи сопереживающих психопатов?
24.10.2017 в 12:13

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
Сопереживающих нет. Но делать вид когда надо - вполне.
А не надо - это про то, что психопат не станет думать.
24.10.2017 в 12:18

Кто здесь, кто-кто здесь?
Rozzy, я, пожалуй, неверно выразила мысль. Есть психопаты, использующие людей в своих целях, но нет психопатов, которые боятся своими поступками причинить кому-то вред. Вместо эмпатии аналитика и холодный расчет.
24.10.2017 в 12:20

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
Не причинять вред своим детям вполне можно из холодного расчета. Дети все-таки. Свои.
Вот это я хотела сказать
24.10.2017 в 12:29

Кто здесь, кто-кто здесь?
Rozzy, как-то это мало похоже на холодный расчет. Холодный расчет - это "мне сейчас так выгодно".
24.10.2017 в 12:50

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
Извините. Очень часто расчет бывает "мне потом так выгодно".
Хотя, кстати, и "мне сейчас так выгодно" тут очень подходит. Мне выгоднее выслушать и успокоить ребенка, чем чтоб он мне тут делал дырку в голове своими истериками. Его, на самом деле, по Гиппенрейтору заткнуть проще.
24.10.2017 в 12:54

Кто здесь, кто-кто здесь?
Rozzy, конечно, если есть ресурс выслушать и успокоить - почему нет. Это написано про ситуации "не работает ваша Гиппенрейтер". А не работает она тогда, когда не хватает сил вложиться в процесс как следует. Обычно в итоге идет срыв с дикой обидой на ребенка: "Я так старалась все сделать правильно, а он!" и чувство вины за этот срыв.
24.10.2017 в 13:04

Таков путь.
Важно не что мы делаем, а в рамках чего мы это делаем. Важно быть живым настоящим человеком, а не играть роль родителя.


Очень созвучно моим мыслям и ощущениям.
24.10.2017 в 13:17

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
_MorgenStern_, а, теперь окончательно понятно )
Проблема еще в том, что не все могут говорить такими корявыми фразами, как написано у Гиппенрейтор. Потому и ее работает.
Надо просто смысл ухватить, а фразу по своему строить.
24.10.2017 в 14:45

Кто здесь, кто-кто здесь?
Rozzy, ну да, это тоже верно.
24.10.2017 в 16:29

Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
Я смутно подозреваю, что всё это применимо не только к ребёнку, но и к другим близким людям, но... Я не понимаю, наверное, о чём вообще пост. И чему все так дружно кивают!?

И это не наезд. Я просто не понимаю вообще, о чём это. И переживаю, что упускаю что-то важное в человеческих отношениях.
24.10.2017 в 16:44

Кто здесь, кто-кто здесь?
Tomoe no Ruu, ты же читала книжки ЮльБорисовны Гиппенрейтер про активное слушание? "Общаться с ребенком: как?" и еще несколько примерно о том же.
24.10.2017 в 17:39

Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
_MorgenStern_, нет, не читала. Там именно о методиках/технологиях общения или больше - о границах между родителем и ребёнком и т.д.
24.10.2017 в 17:40

Можно и про поля, да про тополя - Это дело не хитрое, вуаля!
Tomoe no Ruu, да, это все применимо не только к ребенку. Ко взрослому тоже применимо, и еще как.
24.10.2017 в 17:47

Кто здесь, кто-кто здесь?
Tomoe no Ruu, там о методе активного слушания, он не только для детей, конечно, это в принципе один из методов слушания. Почитай, довольно интересно.
24.10.2017 в 18:02

Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
_MorgenStern_, спасибо за рекомендацию! Как раз накидываю себе книжек по психологии на будущее.
24.10.2017 в 23:10

Мне от людей ничего не надо, кроме любви и денег(с)
О, я по даиагонали пролистала первую часть какой-то её книги про активное слушание. Но вынесла для себя мысль, что «молчание-золото». Слушай и поддакивай, если важно - сам все расскажет, а иначе психует, ибо твои догадки не совпадают с его мыслями.
Вообще позиция наорать выглядит более естественной. Имхо ребёнку лучше свои эмоции проявлять как мама: когда бесит - поорать, но потом извиниться, ибо это обидно окружающим, нежели подавлять свои эмоции и в итоге не уметь их проявлять как следует. Хотя не уверена, что это связано.
25.10.2017 в 09:36

Кто здесь, кто-кто здесь?
А Хули?, так там не про подавление, в том-то и дело :) Там про управление. То есть для того, чтобы полноценно применять активное слушание, нужно уже быть нефиговым гуру саморефлексии. И невероятно круто, если ты умеешь прям словами через рот донести до собеседника я-сообщениями, что же тебя так раздражает. Но одной техники для этого мало.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail